Продолжаю курить классику. Стараюсь давать меньше спойлеров).
Итак, экранизация "Братьев Карамазовых" от 1958 года. Режиссер Ричард Брукс. США.
Я все думала, пытаться ли мне её разобрать хронологически, но это сложновато, учитывая, что вырезаны из сюжета куски.
Мои, к слову, любимые, так что пожалуюсь сразу - нет "Великого Инквизитора", старец Зосима только появился там и все, и не было той беседы между ним и всем святым семейством, не было предыстории семьи вообще, не было Дьявола(а ведь он прекрасен), обо всех персонажах, кроме Дмитрия, мало что сказано...Однако, хватит ругаться.

Все еще успеется.
Так вот, я решила рассуждать, отталкиваясь от персонажа и вспоминая уже с ним связанные линии. Так удобнее и проще.
!
прим. - комп озверел слегка и скриншоты делать отказывается. Так что я их, возможно, добавлю потом. По заявкам)).!
Итак, что я могу сказать.
стыдностыдностыдно за все это
Федор Павлович Карамазов.
читать дальшеПоказано, каков он из себя, но, по моему скромному мнению, не столь емко, чтоб не читавший книгу зритель понял, почему грохнуть его хотел каждый. Многое теряется из-за отсутствия предыстории семьи, его отношений с женами и т.п. Но мне понравилось. Вхарактерный такой сукин сын и олкаш. Хорошо, что оставили, пусть и в таком виде, эту беседу, где он лбами Ивана и Алексея сталкивает: "Есть ли Бог? Есть ли бессмертие?", и первый отрицает, а второй признает. Тоже показательно. Потом, в кино было момент, где Дмитрий ему говорит: "Прекрати играть шута", но без книги все-таки не очень понятно, почему он шут.
Повторюсь, в целом персонаж мне понравился. Ну, он вообще такой, что тут не прибавишь, не убавишь.Дмитрий Федорович Карамазов.
читать дальшеНу что тут сказать. Фильм о нем. Почти весь. Актер очень удачный, но поди ты отыщи в 19 веке лейтенанта, дворянина, бреющегося налысо..., а все прочее - детали.
Очень симпатичный и привлекательный получился Митя. Слишком положительный. А ведь он все-таки буйный, как ни крути. В книге он искренне подлей, и от этого трагичней. В книге он гораздо... беспокойней, более мятущийся, ищущий, сомневающийся. Ошибающийся, ого, еще как. Но киношный образ очень хорош. Глаз не отведешь. Рассказывать не имеет смысла, я повторю - весь фильм, вобщем, о Митеньке. Книжный же прототип просто другой.Иван Федорович Карамазов.
читать дальшеВот тут я буду кусаться.
Начнем с внешних проявлений проблемы. Персонажу 23 года. Почему он выглядит на сороковник? Непонятно.
Иван в книге присутствует непостоянно, но когда появляется, то зажигает просто адски. В фильме ВСЕ его ударные сцены вырезаны. Ведь это песня - как он, рационалист-и-атеист, пишет теологическую статью о превосходстве церкви над государством и при этом "все-таки не совсем шутит...", это его "нет такого закона природы, чтобы человек любил ближнего своего" и разговор его с Алешей, в котором проходит "Великий Инквизитор" и в котором он "не бунтует против Бога, а очень вежливо возвращает ему билет", потому что видел эту истину в гробу, вообще пропущен. В кино контакта между Алешей и Иваном нет вообще. В книге эта связь очень неожиданная и сильная. "Вот что, Алеша, если в самом деле хватит меня на клейкие листочки, то любить их буду, лишь тебя вспоминая. Довольно мне того, что где-то тут есть ты, и жить не расхочу"... Тут ведь что - противоборство дьявола а ангела, понимающих, одновременно, что они части единого целого. Нельзя было это упускать.
Не показано, каким он бывает разным с разными людьми, в кино он со всеми колючка. А Достоевский, ..., даже описывал, что улыбка у него всегда разная, ну и вообще на это напирал. Отношения с Катей и Смердяковым совсем неканонные.
И, наконец, Дьявол. O Dio! Кем надо быть, чтобы эту сцену выкинуть, ведь она потрясающая. Ну и что, это бред больного человека. А вот ну и что! Это один из пиковых моментов книги, для меня, по крайней мере. Что они друг другу говорили, это же феерично.
Могу еще пораспинаться, но просто - за Ваню обидно.Алексей Федорович Карамазов.
читать дальшеПоказано, что он святой. Но не объяснено почему.
С одной стороны, кому тут нужны объяснения. С другой, получается, что у Алеши вообще нет характера. Он и в книге очень пассивный персонаж, хотя обозначается как главный. Но в романе объяснено, отчего это он подался в монастырь(ну, он не совсем чтоб прямо подался, конечно...), кто он из себя, почему его все так обожают, наконец... И почему страсти карамазовские его не минули, и почему он, такой правильный, за братцев своих беспутных и закон нарушит, и в горящую избу войдет.
Про монастырскую жизнь его ничего нет, про детство ничего нет.
Непонятно, откуда взялся этот его шарм. Это его обаяние, открывающее любые двери. Это терпение стоическое. Это умение понимать и прощать. Не показано в фильме.
И то не показано, как в него все вцепляются, как утопающие в спасательный круг, и он вытаскивает всех; у него хватает силы тащить всех, кто за него ухватится, и все это без какого-либо корыстного умысла.
В кино он общается только с Митей, и то - так. И Грушенька у него на коленках не сидела.) А жаль!
Вобщем, святой и есть святой, а кто таков - непонятно.
Хотелось раза в три примерно больше эфирного времени. Хотя, ладно, это все-таки фильм, не сериал... Но разговор об "Инквизиторе" точно надо было оставить. Очень уж все это необходимо и показательно.
Словом, Алеша в кино есть, но его как бы нет. Если ты читал книгу - тогда есть, если не читал - то он просто непонятен. Павел Федорович Смердяков.
читать дальшеНе то. Вообсче не то. Полный ООС. И это "ты" в переводе убийственное... И опять же, из истории персонажа ничего нет. Как он в семье появился; почему считается незаконнорожденным сыном Федора Павловича; как он, будучи слугой, сам учил французский; как подговорил мальчика накормить пса булавками.
Ну не тот это Смердяков.
Катерина Ивановна.
читать дальшеВнешне понравилась. Но к концу она диковато себя повела. Ведь не было в фильме никакого обоснуя для того, чтоб она кинулась на суде со своим "математическим доказательством" вины, потому что Катя с Иваном там не общались почти. К тому же в фильме на суде Иван хоть и начал нести всякое про дьявола и заявил, что он убийца, и проч. но это появление его было далеко не так страшно я резко, как в романе. Не было ей резона его защищать, даже волноваться за него...
Нет в ней канонного "великого гнева" и умения страдать. Да, не было и того ее "плана" о спасении Мити от него самого путем принесения своей судьбы к его ногам и становления для него родной матерью. Хе-хе.
Хотя в целом она мне понравилась. Вот не считая этой непонятной выходки в конце нормальная такая фильмовская Катя.Грушенька.
читать дальше
ООС, ООС еще одного очень важного персонажа. Нет в киношной Груше такого надлома и злобного веселья, в котором она прекрасна. В кино она просто распутница, красавица, с приветом немного, но и все. (Где-то прочитала, что ее хотела играть Монро...) Поляки ее хоть и показаны, но почему весь этот сыр-бор с ними произошел - непонятно без знания текста.
Как она пудрила мозги сначала Федору Павловичу, потом Мите, а потом обоим сразу - не показано. Точнее, показано, но не в той степени, чтоб праведно ужаснуться.
А ведь Фрейд, прочитав об этом, выдумал Эдипов комплекс!
И такое ощущение, что до конца от нее не услышал ни одного искреннего слова. Не, ну когда она с "отцеубивцем" своим поехала то ли в ссылку, то ли вообще хрен знает куда, тут начинаешь что-то подозревать.)
Старец Зосима.
читать дальшеЕго нет. Ололо. Он появился один раз, но сказал одну фразу и все... Никакого общения с народом, никаких лекций, никаких воспоминаний, а ведь это СТРАШНО интересно. Других отцов нет.Снегиревы.
читать дальшеИстория там очень изменена, но мне понравилось. Хотя Илюшечка в книге - просто песня, бесспорно.
Миусова, Ракитина и Коли Красоткина+ко нет вообще. Слуги все мельком, характеров не показано.Итого. Если читал книгу, то смотреть фильм приятно, ибо ты-то знаешь, в чем суть! А если смотреть не читая, не поймешь ты не бельмеса. И читать захочешь вряд ли.
Хорошее все-таки кино, как бы там ни.
Что значит :3 ?))